Публикации - «ИКС»: Город с умом

15.11.2012


Комментарий Александра Чибизова,
исполнительного директора Optima Transport (Группа Optima)




Концепция интеллектуальной транспортной системы только зарождается

Единого понимания того,какой должна быть интеллектуальная транспортная система кто и как будет ее создавать и эксплуатировать, в России еще нет. Причина - отсутствие проверенных технических решений для каждого элемента системы и необходимой методологической базы.

Из всех решений для интеллектуальной транспортной системы (ИТС) наиболее эффективны автоматизированные системы управления дорожнымдвижением (АСУДД). Современные решения пятого поколения управляют работой светофоров не по заранее заложенным алгоритмам и схемам - они подстраиваются под конкретную ситуацию на дороге, отслеживаемую датчиками на каждом перекрестке, что позволяет снизить загруженность дорог на 30-40%. Но и это не панацея. Автоматизация транспортной инфраструктуры должна носить комплексный характер и помимо АСУДД включать такие функции ИТС, как информирование участников движения о состоянии транспортной сети, повышение оперативности обслуживания аварий, контроль за соблюдением ПДД, управление общественным транспортом и обслуживанием дорог, интеллектуальные остановки и освещение трасс и др.

В США, Японии, Австралии, Европе, в ряде азиатских стран такие системы существуют не один десяток лет и регламентируются международными стандартами. Их развитие шло постепенно: сначала строилась, например, АСУДД, а затем на базе ее каналов связи вырастали системы видеонаблюдения и фиксации правонарушений, «умные» остановки, информирующие о времени прибытия нужного маршрута, создавалась система приоритетного проезда общественного и спецтранспорта и т.д.

АСУДД в зависимости от нужд конкретного города реализуется по одной из двух схем - с организацией движения и без него. Первая предполагает наличие единого центра, куда стекается вся информация от видеокамер и датчиков на перекрестках и где – в автоматическом режиме или вручную диспетчером - происходит адаптивное регулирование трафика. Во втором случае речь идет о независимой работе интеллектуальных перекрестков по автоматически выбираемым алгоритмам с учетом дорожной ситуации и информации от датчиков с соседних перекрестков.

Важно, что западные решения в области АСУДД и российские разработки используют одинаковые принципы, поэтому их можно интегрировать друг с другом. Однако отечественные решения не только в разы дешевле, но и дают заказчику большую свободу действий в процессе внедрения и эксплуатации, а по своим параметрам наши АСУДД пятого поколения, основанные на современных математических методах, вполне способны конкурировать с зарубежными аналогами.

В России на сегодня нет ни одного комплексного проекта по созданию ИТС, идет только внедрение ее элементов в нескольких городах. Наибольшее распространение

получила пока фиксация нарушений ПДД (например, в Казани и Москве), видеонаблюдение и АСУДД (в Казани к Универсиаде-2013 проект реализуется итальянской компанией Svarco, охватывает 95 светофоров, что составляет около четверти их общего количества в городе; в Новосибирске и Калининграде - российская АСУДД; есть пилотные зоны в Москве). Ведутся также проекты по интеллектуальным парковкам и освещению.

Правда, в Москве, как нам кажется, уже поздно менять ситуацию с помощью только интеллектуальных перекрестков. Ничем не ограничиваемый рост количества машин при нехватке дорог и их неэффективном проектировании привел к тому, что внедрение даже самой современной АСУДД потребует колоссальных затрат, а эффект будет незначительным, примерно 10–15%. То есть если вы добирались на работу за час, то после запуска системы на это потребуется 50 минут. Впрочем, даже этого эффекта ожидать не приходится, поскольку АСУДД в Москве не создают, а выделяемые деньги идут на модернизацию «железа» (замену аппаратной части, контроллеров, установку светодиодных светофоров и информационных табло). В России полноразмерная АСУДД, охватывающая все уровни управления движением, может дать наибольший эффект в городах-миллионниках и субмиллионниках (Воронеже, Краснодаре), где из-за неразвитой и непродуманной инфраструктуры уже начались транспортные проблемы, но они еще вполне решаемы «интеллектуальным» путем. 


antonov_va_sq.jpg
Комментарий Владимира Антонова,
руководителя департамента комплексных аудиовидеосистем
Группы Optima




Нужны ли российские стандарты для построения умных зданий?

Такие стандарты, безусловно, важны, так как сейчас «интеллектуальными» называют чуть ли не любые здания. Работа в соответствии с принятым на государственном уровне стандартом будет способствовать развитию рынка: во-первых, отсеются недобросовестные застройщики; во-вторых, придет понимание того, зачем такие дома необходимы населению и бизнесу; в третьих, мы начнем приучать себя бережно относиться к ресурсам и экономить энергию. Но пока такого стандарта не существует, российские строители используют руководства других стран, например европейский стандарт EN 15232, который затрагивает такие важные аспекты, как автоматизация систем отопления, вентиляции, кондиционирования, освещения, горячего и холодного водоснабжения. 


Что может стать драйвером развития рынка решений для интеллектуальных зданий в России?

Драйвером является и будет являться рост цен на энергоресурсы. В дальнейшем в лидеры списка драйверов должны выйти соображения экологии и эргономики.


журнал "ИКС" №11, 2012г.



Услуги

Система "Интеллектуальный перекресток" Автоматизированная система управления дорожным движением, интегрированная с необходимыми средствами связи, передачи данных, хранения, обработки и представления данных; построение единого центра управления и мониторинга дорожной ситуации





Вернуться к списку публикаций

RSS
© 1990-2013 Группа Optima
121059, Москва, ул. Киевская д.7
+7 (495) 363-36-53
info@optima.ru